ГЛАМУР ПОБЕДЫ ПРОТИВ НАРОДНОЙ ПРАВДЫ О ВОЙНЕ. Март 2010.

Рубрика: "АКТУАЛЬНОЕ", автор: Александр Ципко, 23-04-2010

Несомненно, победа 9 Мая является абсолютной, непререкаемой национальной ценностью. Наверное, наши потомки, если сохранится Россия, будут рассматривать и победу на Куликовом поле, и победу в Отечественной войне 1812 года, и победу 9 мая 1945 года как фундамент российского национального достоинства. Но если победа 9 мая 1945 года является сакральной ценностью, то к ней и относиться надо бережно, проявляя и развитое нравственное чувство, и силу ума. К примеру, очевидно, что для сегодняшней, новой России, которая поднимается из-под обломков СССР, победа 9 мая является не только моральной ценностью, но и духовной основой консолидации российского общества. Победа 9 мая 1945 года ближе к нам, еще, к счастью, живы ветераны войны. Но многое зависит от того, как мы интерпретируем, как мы объясняем природу этой победы. Консолидация происходит только в том случае, если мы делаем акцент на величии подвига советского солдата, если мы говорим правду, если говорим о том, что люди воевали прежде всего во имя спасения своего Отечества. Здесь чрезвычайно важно делать акцент на героизме советских людей, на их самоотверженности, на их поразительном великодушии. Даже Сталин вынужден был признать, что если бы не великодушие советского народа, который простил руководству страны все его просчеты и страшные поражения 1941 – 1942 годов, то история могла бы развиваться по-иному. Я имею в виду признание Сталина, которое он себе позволил во время празднования Победы в мае 1945 года: «Иной народ, – сказал тогда Сталин, – мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир в Германии и обеспечит наш покой» (Сталин И.В. Сочинения. Т. 15, с. 228). Слово «великий» здесь уместно, когда мы говорим об уникальном героизме советского, русского солдата, об уникальном самопожертвовании советских людей. Но, наверное, словосочетание «великая Победа» как-то неуютно рядом с апокалипсической цифрой наших потерь. СССР в войне потерял 27 миллионов людей, ровно половину из того, что потеряли все воюющие страны на всех фронтах. И совсем не случайно после войны Сталин не праздновал день победы, и было очень мало славословий по поводу «великой Победы». Нынешний гламур победы тогда был как-то неуместен. Тогда еще были живы те, кто пришел с фронтов Великой Отечественной войны, кто уцелел и кто знал страшную окопную правду об этой войне. Народная правда о войне, которую тогда воспели и Александр Твардовский, и Виктор Некрасов, а позже Василь Быков и Виктор Астафьев, была очень созвучна народному восприятию и самой победы, и ощущению заплаченной за нее цены. Поразительно, что во времена Сталина и особенно позже, во времена Хрущева, никто не отрывал правду о победе от правды о жертвах и потерях этой войны. Несколько лет назад последний, на мой взгляд, из великих советских писателей Валентин Распутин сказал, что нынешняя умирающая русская деревня является не только следствием сталинской коллективизации, сталинского голодомора, но и расплатой за победу русского солдата. По моему глубокому убеждению, только в стране, где жизнь человеческая ничего не стоит, могут забывать об апокалипсических потерях СССР и говорить о победе 1945 года как о «великой Победе». Трудная, исторически важная, судьбоносная, но не великая в точном смысле этого слова.
Но, к сожалению, кроме народного, морального подхода к победе 9 мая, которая нас всех объединяет, существует еще и гламур победы, существует еще желание передать победу советского солдата Сталину. В том-то и дело, что когда правительство Москвы планирует разместить в Москве плакаты с изображением Сталина, то оно вольно или невольно превращает победу из фактора консолидации в фактор раскола. Мэр Москвы Лужков говорит, что он пошел на этот шаг во имя исторической правды, что никуда не уйдешь от того факта, что Сталин был организатором этой победы. Но надо понимать, что исторический факт будет достоверным только тогда, когда вы показываете роль Сталина на всех этапах этой страшной войны, когда вы рассказываете и о негативных последствиях уничтожения командования Красной армии накануне войны, когда вы рассказываете правду о том, что никакого внезапного нападения не было, что ве это ложь, что Сталин просто не хотел объявлять мобилизацию, когда немецкая армада уже была у нашей границы. Историческую правду можно осветить в музее Великой Отечественной войны, рассказать и о первых днях войны, и о поражениях начала войны, и о победах в войне, действительно совершенных под руководством Сталина. Тогда это будет правда. А когда вы вывешиваете плакат, то это пиар, это политическая агитка, это политика, которая кроме вреда ничего не приносит.
Мы говорим правду, когда вспоминаем, что победа на всех одна, не только на живых, но и на мертвых. Но захотят ли те миллионы солдат, которые лежат в сырой земле во многом по вине Сталина, из-за его ошибок и просчетов, чтобы сегодня на празднике победы красовались портреты Сталина? Наверное, нет. Захотят ли миллионы советских солдат, оказавшихся в первые дни войны в немецком плену и погибших от голода, погибших только потому, что Сталин не подписал Конвенцию Лиги наций о военнопленных, чтобы вы сегодня славили Сталина? Кстати, умные, действительно цивилизованные народы прежде всего считаются с мнением тех, кого нет, с мнением тех, кто жил до нас.
Но инициатива руководства Москвы не только раскалывает мертвых и живых, она раскалывает прежде всего ныне живущих россиян. Многие участники войны, которых я лично знаю и которые, к счастью, дожили до 65-летия Победы, не поддерживают во многом провокационные инициативы руководства Москвы. Инициативу руководства Москвы с плакатами, изображающими Сталина, не поддерживают потомки миллионов, действительно миллионов советских людей, которые стали жертвами бесконечных сталинских репрессий. Вспоминая о Сталине как об организаторе нашей победы, вы не можете не вспоминать, что он совершил и на территории СССР, и на территории стран Восточной Европы множество преступлений. Вывешивая плакаты с изображением Сталина, руководство страны, само того не понимая, провоцирует центробежные настроения, морально оправдывает борьбу некоторых потомков тех, кого Сталин выселял зимой 1944 года с Северного Кавказа, выселял в вагонах для скота, обрекая очень часто детей и стариков на смерть. Надо же считаться с этой правдой! Нельзя же помогать, на самом деле, эмиссарам Аль-Каеды успешно вербовать молодежь Северного Кавказа в ряды вооруженного подполья. Я уже не говорю о том, и это тоже не понимает руководство Москвы, что его инициативы наносят урон престижу новой, демократической России. ведь надо знать и понимать, что для современной Европы Сталин не только верховный главнокомандующий, но и один из величайших преступников в истории ХХ века. Проблема, конечно, не в руководстве Москвы. Его во многом непродуманные и во многом провокационные решения отражают общий моральный кризис в обществе. Нам надо научиться сочетать любовь к стране, к своему государству с моральным подходом. Нам надо понимать, что на самом деле рассказ о победе 9 мая 1945 года без рассказа о той страшной цене, которая была за нее заплачена, не сеет ни патриотизма, ни ума, ни добра. Подлинный патриотизм, подлинная любовь к Родине и к ее прошлому невозможны без открытой, работающей души, без нравственного сопереживания. Иначе будет то, что у нас есть, – гламур победы, на котором различного рода политики пытаются нажить политический капитал.

Comments are closed.